Четверг, 02.05.2024, 07:45 Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход |
|||||||||||||||||||||||||||||||
Мой сайт | |||||||||||||||||||||||||||||||
|
История Турдейской школы
Из книги «Волово»
«До земельной реформы 1861 года и сразу после неё школы в деревне Турдей не было. Царская власть не считала образование обязательным для народа, а крестьянам, жившим в вечной нужде, под гнётом и насилием помещиков, было не до учебы. После реформы возник вопрос о школе, но священники, которые руководили в стране делом просвещения, противились этому. Наша территория находилась вдали от больших городов, все прошлые века была типично крестьянской.
В середине XIX века Тульская палата Государственных имуществ внесла предложение открыть приходские училища, непременно по одному в каждой волости. В 50-х годах того же столетия была открыта церковно-приходская школа для крестьянских детей в селе Никитском на средства графа В. А. Бобринского. Следом такие школы появились в селах Солодилово, Любимовка, Новгородское и Волово. Дети изучали письмо, священную историю и арифметику. Со временем спрос на знания стал расти, и грамоте уже стали обучать «грамотны выходцы из крестьян и дворовых людей». К 1858 году, например, в селе Борятино таковых было уже 20 человек».
В 1864 году было утверждено «Положение о земских учреждениях». Этим документом земство было призвано к попечительству над народным образованием. К 1866 году число церковно-приходских школ сократилось: некоторые из них на земские пособия превратились в земские школы, другие в отсутствие оных закрылись.
В том же, 1864, году принимается «Положение о начальных народных училищах», согласно которому заведующие училищами переходят к коллегиальному учреждению – губернскому и уездному училищному совету. В него входили представители всех ведомств, учреждений и обществ. Воспитание и обучение основывалось на религиозной основе при непосредственном участии духовенства в качестве преподавателей и наблюдателей за всеми школами. Земские школы отличались от церковно-приходских тем, что расширяли кругозор, тренировали ум, нацеливали детей на дальнейшее образование. Церковно-приходские школы были школами воспитания и своей целью ставили не только получение образования, но более всего – духовно-нравственного воспитания.
В 1868 году Тульским губернским земским собранием было предложено «поручить преподавание в народных училищах женщинам, так как из опыта доказано, что женщины мягкостью обращения и кротостью скорее приохочивают к занятиям». Число земских школ в этот период значительно увеличивается.К концу XVIII века земскими становятся школы в деревнях Турдей, Юдинка, селах Остропяты, Солодилово, Борятино.
Церковно-приходские школы были трех категорий:
1. Школы грамоты;
2. Одноклассные церковно-приходские;
3. Двухклассные церковно-приходские.
С 1870 года повсеместно открываются школы грамоты в деревнях, в том числе
в 1874 году – в деревне Рогачи,
в 1890 – в деревнях Тетёрки и других,
в 1892 – в селе Рождествено,
в 1893 – Сухих Плотах,
1894 – в деревнях Красная Дубровка, Осиново и других. И так далее.
В школах грамоты и земских школах изучали Закон Божий, чтение церковно-славянское и русское, письмо, четыре правила арифметики, церковное пение. Таким образом, к началу XX века почти во всех сёлах и более или менее крупных населённых пунктах нашей округи были организованы школы, в которых дети крестьян получали начальное образование.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz |